Выставочный зал: г. Москва, Малый Толмачевский переулок, дом 10, офис 7
Время работы: Пн-Пт с 11 до 19 ч., Сб с 12 до 18 ч., Вс - по предварительной записи.
Имеется гостевая парковка.
Описание типов и видов икон по стилистическим особенностям
Существующие иконы, несмотря на кажущееся единообразие, имеют четкое подразделение по нескольким параметрам. Различие выражается:
- в принадлежности к месту, где они находятся;
- по сюжетной линии;
- в количестве изображенных на ней знаковых персонажей;
- в композиционном решении;
- в объеме и масштабе изображенных фигур;
- в стилистических особенностях;
- в особенностях технического исполнения;
- в размере;
в наличии или отсутствии так называемого «проявления» силы и благодати Небесной.
Очень важным критерием для видовой характеристики иконы является место ее нахождения. Особо следует выделить икону называемую «домовой». Этот вид икон, в свою очередь, подразделяется на семейные – передаваемые одним поколением наследников к другому, мерные – написанные под семейный заказ младенцу как дань его «патрональному» святому на полотне доски величиной с рост ребенка в день появления на свет, венчальные, т.е. сопровождающие венчальное таинство, а также именные - изображающие святого, имя которого дано человеку священником при таинстве крещения. Далее, по этому признаку, следуют храмовая (иконостасная, заамвонная), путная (дорожная), выносная или икону, участвующую при осуществлении Крестного хода, и обетная - написанная по поводу или в связи с обещанием.
Классификация икон, исходя из сюжетной линии, строится в следующем порядке. Иконы, изображающие Святую Троицу, носят аналогичное наименование. В той или иной форме на них изображен троичный догмат. Спаситель или изображения по мотивам Евангелия при участии Христа присутствуют на «страстных» досках икон. Такие изображения относят к «христологическому» ряду. Образ Святой Богородицы, запечатленный на иконе, именуется как «богородичный». Не редкость, когда в иконописном сюжете отображается праздник или он приурочен к священному событию.
Особенность сюжета иконы с «клеймами» в композиционной сложности - детали «средника» окружает второй план или «клеймы». Как правило, «средником» выступают лица, текст, событие. Эти иконописные изображения именуются «житийными», с «деянием», со «сказаниями», при «акафисте».
Признак объемности и масштабности фигур позволяет выделить среди икон:
- «ростовую» - изображение соразмерно реальной величине персонажа;
- «тронную» - изображается фигура, сидящая на постаменте;
- «поясную» - изображен вид фигуры до поясничной границы туловища;
- «огрудную» - изображена фигура до впадины середины живота;
- «оплечную» - персонаж изображен в линейной плоскости грудной клетки;
- «оглавную» – лик (лик и плечи) выписан в пределе границы предплечий.
Следует отметить не свойственность «поколенного» и фрагментного изображения для иконописи.
Каждой школе иконописи присущи четко определенные стили и техники. Это обстоятельство легло в основу видового разграничения икон исходя из географии ее написания. В настоящее время сложились техника и стиль мастеров иконописи, которые называют себя:
- новгородцами;
- ростово-ярославцами;
- москвичами;
- псковичами;
- тверчанами;
- киевлянами;
- владимиро-суздальцами;
- фряжцами;
- греками;
- корсунчанами;
- сербами;
- устюжанинами;
- костромичами.
Принадлежность изображения руке именитых иконописцев - Андрея Рублева, Феофана Грека и т.д., стоящих у начала собственных школ, мастерских, окружения, позволяет отнести его к особому стилистическому виду. Существуют и иные примеры особой стилистики в иконописном деле. Например, иконопись как профессиональное занятие позволила сольвычегодским купцам Строгановым создать школу собственного имени.
Изображения на иконах выполняются различными техниками. Так они могут быть:
- вышиты на ткани;
- отлиты в соответствующем материале;
- вырезаны (например, на дереве);
- отпечатаны (типографский способ);
- скомпонованы в виде шарнирной конструкции (три доски в форме сводчатого алтаря и 2-сторонним изображением на них);
- написаны живописными приемами;
- сформированы в виде мозаичного полотна.
Живопись, как техника иконописи, выполняется в форме:
- энкаустики (расплавленные краски «связываются» воском) или «восковой темперы». Названая техника, с присущей ей яркой и сочной палитрой, была достаточно распространена при иконописи периода раннего Христа;
- темперы. Структура используемой краски состоит из порошков (сухих натуральных пигментов или синтетических аналогов). Красочная масса «связывается» посредством воздействия натуральной или искусственной эмульсии. В качестве натуральной эмульсии применяется смесь воды и куриного желтка, а также растительные соки. Для эмульсии, используемой при написании фрески, применяется нефтяная составляющая. Состав искусственной эмульсии – масло высыхающее в смеси с водным клеевым раствором или полимерные вещества. Приемы темперы достаточно разнообразны. Мастер может применить иконопись, положив слой краски достаточно тонко. Данный прием называется лессировка. Нанесение красок густым слоем именуется в иконописи «пастозное» письмо.
Размерные характеристики икон находят свое отражение в их наименовании по названному признаку. Так, они именуются:
- листоушками (листовушками) – при доске от 4,5 до 17,6 см;
- пядницей (пятка) – 22,86 см;
- осьмериком, девятериком, десятериком и так далее – размер, соответственно, 35,2, 39,6 и 44 сантиметров.
В православии достойным почитанием пользуются иконы, отмеченные Силой и Благодатью Небесной. За ними закрепляется имя чудотворных, явленных или чудом обретённых, мироточивых или выделяющих «миро», целительных.