Выставочный зал: г. Москва, Малый Толмачевский переулок, дом 10, офис 7
Время работы: Пн-Пт с 11 до 19 ч., Сб с 12 до 18 ч., Вс - по предварительной записи.
Имеется гостевая парковка.
Проблемы изучения света и цвета в древнерусской иконописи сделались привлекательными для исследователей относительно поздно. После реставрационных открытий древнейших памятников XIV – XV вв., после введения в научный оборот росписей Феофана Грека (1378 г.) в церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде, церкви Успения Богоматери на Волотовом поле (1360–1380 гг.), а также фресок Дионисия (1500 г.) в Рождественском соборе Ферапонтова монастыря, после первых значительных выставок древнерусского искусства в 1911 и 1913 гг., на которых была представлена с основном иконопись, наиболее крупные исследователи того времени (Щекотов, А.И. Анисимов, несколько позже — И.Э. Грабарь, М.В. Алпатов и Г.В. Жидков) создали указанную проблематику как одну из главных акцептов русской живописи XIV – начала XVI столетий.
Особая роль в постановке и разработке этих проблем связана с наблюдениями И.Э. Грабаря в процессе реставрационных работ в Успенском соборе во Владимире над росписями Андрея Рублева 1408 г., в соборе Звенигорода (около 1400 г.), а также над иконами, связываемыми с его именем, и другими произведениями иконописи XIV – XV вв.
При знакомстве с памятниками русской книжной графики того же периода можно отметить, что проблема света и цвета выявляется о них достаточно наглядно. Между тем, этот материал, за исключением Евангелия Хитрово, практически единодушно приписываемого Андрею Рублеву, не привлекал должного внимания исследователей.
Не смотря на знакомство с рукописями XIV – XV вв., со времени Ф.И. Буслаева и других, прекрасную сохранность живописи, не тронутой олифой, вопрос цвета и света не привлекли внимания исследователей старшего поколения. Можно сказать, что этот вопрос оставался вне круга интересов ученых до начала XX в. Осознание древнерусской иконы и росписей, а также миниатюры, явилось принципиальным этапом… Проблематика их работ ограничивалась иконографической и содержательной стороной.
Принципиально важно, что проблематика цвета и света в рус-ской живописи XIV – XV вв. главным образом, рублевской эпохи, уже с самого начала была поставлена в связь с общевизантийским культурно-художественным процессом.
Этот подход сохранил свою актуальность для исследователей следующих поколений, когда после длительного перерыва стало вновь возможно заниматься вопросами формы и содержания древнерусского искусства в их отношении к духовно-религиозному развитию.
Наиболее яркие примеры работ, созданных в 60-е гг. (Алпатов А.Р., 1960, Голейзовский, Попова, Смирнова, Лифшиц, Попов).
Отдавая должное достоинству этих работ, серьезности и тща-тельности в анализе нюансов изменения формы и цвета в периодах XIV – XV вв., следует признать, что главный интерес перечислен-ных исследований сосредоточен на вопросах содержательной стороны. Между тем, знакомство с произведениями этого периода показывает всю сложность взаимоотношений мировоззренческих и художественно-технологических (собственно ремесленных) приемов, вариантов решения.
Соответственно этому целью настоящей работы является детальные анализ памятников конца XIV – начала XV вв. на придмет взаимоотношения оттенков догматических с цветовыми и световыми. Главными объектами исследования являются произведения центральных художественных течений (Новгород и Москва) последней трети XIV – первой трети XV вв.